четверг, 3 мая 2012 г.

Компьютерная зависимость у детей

Сутки напролет перед экраном монитора, лучшие друзья – виртуальные монстры. Ребенку, попавшему в сети компьютерной зависимости, нужна помощь. В первую очередь родителей


Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем языковую или математическую: мы живем в эпоху высоких технологий и сумасшедших скорос­тей. В принципе, это не хорошо и не плохо, главное – как распорядиться имеющимися у нас ресурсами. Ведь те же компьютер и интернет могут стать как инструментом творчества и получения новой информации, так и допингом сродни наркотикам. Несмотря на то что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия. Многие специалисты сходятся во мнении, что такими страшными диагнозами, как депрессия, синдром эмоционального выгорания, хроническая усталость, алкогольная и наркотическая зависимость, суицидальные наклонности человечество обязано именно высоким технологиям. Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.

Ребенок не чувствует разницы

«До семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и настоящей жизнью, – говорит Валентина Антощенко, педагог вальдорфской методики воспитания. – И если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности. Какой же «багаж» получает юный геймер? Согласитесь, виртуальный мир, на первый взгляд, может показаться куда интереснее реального: на мониторе краски ярче, события меняются с какой угодно скоростью, а для победы не нужно прилагать особых усилий. В вальдорфской педагогике есть такое понятие, как чувство жизни: умение удивляться и радоваться всему, что нас окружает, воспринимать жизнь как чудо, жить «здесь и сейчас». Ребенок, погруженный в иллюзорный мир, вряд ли обрадуется, скажем, распустившемуся цветку – зачем, если одним кликом компьютерной мышки он может «вырастить» на экране виртуальные джунгли? По настоящим улицам не скачет человек-паук и не бегают динозавры – зато псевдореальность изобилует будоражащими воображение персонажами. В результате малышу становится неинтересно исследовать окружающий мир, докапываться до сути вещей. Такой ребенок не видит для себя иного способа получения удовольствий, кроме как с головой уйти в суррогатные эмоции и переживания».

Цена победы

В американских военных школах одним из элементов подготовки будущих бойцов являются занятия по снижению чувствительности, притуплению способности к сопереживанию – в противном случае солдат не сможет хорошо делать свое дело. Подобные «тренировки» осуществляются при помощи специальных компьютерных программ, работающих по принципу игр-стрелялок: за максимально короткий срок нужно «убить» как можно больше противников и самому остаться в живых. Агрессивные компьютерные игры (а к таковым относятся игры, эксплуатирующие темы насилия, убийства, расовой или сексуальной дискриминации и прочих противоправных действий) заглушают в ребенке альтруизм, умение сочувствовать и понимать другого человека. Формируется очень опасная установка: чтобы победить, нужно убить. И хотя речь идет об «игрушечных» убийствах, подобные стереотипы четко «записываются» на уровне подсознания – неизвестно, к каким действиям они могут подтолкнуть человека в критической ситуации. Многие специалисты связывают немотивированную агрессию подростков с пристрастием к агрессивным компьютерным играм. Один из примеров: британский школьник, несколько лет назад жестоко убивший своего одноклассника. На суде родители подрост-ка заявили, что их сын подражал герою видеоигры Manhunt, который совершал изощренные убийства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий