суббота, 28 апреля 2012 г.

Развод двух человек не ограничивается изменениями только в их отношениях. Ребенок становится участником, посредником или жертвой разногласий взрослых. В прошлом веке слова «мать-одиноч­ка» звучали как приговор и женщине, и ребенку. Сегодня рождение ребенка в отсутствие отца не является чем-то из ряда вон выходящим. Это всего лишь отличительная черта вашей об­разующейся семьи, которую придется учитывать при воспитании ребенка. В частности, думать о том, как компен­сировать исключительно женское влияние. Но это проблемы несколько отдаленного будущего, когда малыш подрастет. А что же сейчас? Как правильно вести себя с ребёнком после развода?


Сейчас важно понять, что для младен­ца мать являет собой синоним целого мира. Чувство безопасности ребенка, его эмоциональный и физический комфорт определяются отношениями в связке «мама-малыш». Уход отца из семьи на раннем этапе (до рождения и до трех лет) сам по себе не может на­нести вреда малышу. Гораздо сильнее ударяет по ребенку состояние мате­ри - чувство унижения, ощущение по­тери жизненных сил, раздражитель­ность или апатия. Если мама раздра­жительна, ее ощущения становятся для малыша источником тревожности. А детская тревожность провоцирует развитие неврозов. Поэтому ваша пер­вая задача на сегодня - вернуть себе ощущение полноты жизни. Семья, ко­торая состоит не из трех, а из двух че­ловек, семья наполовину, вовсе не оз­начает счастье наполовину. У вас нет повода считать себя ущемленной или ущербной. У вас скоро будет ребенок, который станет принадлежать только вам.

«Я из тех, кто «тянет на себе весь дом». У меня двое детей-дошколят. Папа видится с ними по воскресень­ям. Его вклад в воспитание — копееч­ные алименты и... веселые прогулки по парку. Аттракционы, мороже­ное — дети считают, что их папа волшебник».

Домашняя работа, детские болезни и ссоры - будничный удел женщины. А праздники в виде приятных воскрес­ных прогулок из-за развода доста­лись другому. Это обидно само по се­бе. К тому же мучает ревность: «недо­стойный» отец олицетворяет собой праздник жизни! Объем забот одино­кой матери действительно велик. Но отказ от праздников даже в такой си­туации не является обязательным. Этот отказ добровольный. Он позво­ляет женщине чувствовать себя жер­твой обстоятельств и бессознательно пестовать ощущение собственной об­деленности. В результате она посте­пенно сживается с образом неудачни­цы, и детям материнская любовь яв­ляется на фоне безрадостной, угне­тенной жизни.

Вы имеете право испытывать по от­ношению к бывшему мужу любые чувства - от презрения до ненависти. Только не нужно культивировать в себе комплекс врага или жертвы. Вы разошлись, и значит, каждый идет теперь своим путем. Он гуляет с деть­ми по воскресеньям? Дети радуются прогулкам? Порадуйтесь и вы за де­тей. Употребите освободившееся вре­мя на себя.

Постарайтесь не обустраивать жизнь малышей так, чтобы ощущение праздника связывалось у них исклю­чительно с воскресными визитами от­ца. Совместный ужин, веселые игры, купание, чтение сказки на ночь, даже совместная работа по дому - неужели вы не найдете возможность создавать маленькие домашние праздники для детей? Дети, которых любит мать, ни­когда «не продадут» ее за развлече­ния, которые предлагает им отец раз в неделю.

"Я проклинаю своего мужа. Он ушел в другую семью, когда сыну исполни­лось четыре года. Я запрещаю маль­чику встречаться с отцом, не прини­маю подарков».

Вас захлестывает гнев на мужа - раз­рушительная эмоция. Источник гнева вне вашей досягаемости. Но эмоции все равно будут искать выход и обру­шатся на головы тех, кто находится рядом. Повинуясь гневу, вы желаете, чтобы ребенок ненавидел отца за на­несенную вам обиду. Но у малыша по­ка нет собственных внутренних осно­ваний испытывать к отцу ненависть. Гораздо естественнее для ребенка бы­ло бы скучать по папе. Проявление этих чувств вы не поощряете, и ма­лыш вынужден их скрывать, приобре­тая первый опыт утаивания от вас че­го-то для него чрезвычайно важного. Со временем сын скорее всего начнет вас обманывать, скрывать истинные чувства - вы сейчас сами делаете все для этого.

Установка на запрет общения ребен­ка с бывшим мужем несет в себе еще одну опасность: в подростковом воз­расте у сына наверняка возникнет острый интерес к отцу. Подросток в силу возрастных особенностей ха­рактера начинает бороться за свою автономию, за отделение от матери, ищет авторитеты за границами соб­ственной семьи. А тут такая удобная ситуация: альтернатива заложена в самих отношениях между мамой и папой. Отец от него отдален и в силу этой отдаленности окутан ореолом манящей таинственности. Ребенок будет стремиться к общению с ним вопреки вашим чувствам, тайком от вас, а то и в пику вам. Желая наказать мужа, не давая ему видеться с ребенком, вы на самом деле наказываете малыша. Ребенок имеет право любить отца, даже если мать ненавидит его. Нежные чувства ребенка к обоим участникам семен­ного конфликта не означают преда­тельства одного из них. Взрослый че­ловек может и должен разумно рас­суждать о разводе родителей. Факт развода - это одна из страниц семей­ной истории. И большая ошибка вырывать ее, утаивать от выросшего ребенка. Маленький ребёнок относит­ся к разводу эмоционально. Не делите с ним свою горечь или вину за рас­павшуюся семью: он слишком мал, чтобы осознанно относиться к ситуа­ции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий